Как внедрить в учебный процесс интерактивные решения

Среди учебных заведений всё большей популярностью пользуются интерактивные решения, цель которых — обеспечить цифровизацию привычных уроков и повысить вовлечённость учащихся с помощью передовых технологий. Завладеть вниманием учеников помогают дополнительные устройства для отображения учебного материала: интерактивные доски и панели, мультимедийные проекторы и видеопанели. Эти устройства способствуют улучшению восприятия информации во время привычных уроков и в дистанционном режиме.

Содержание

  1. Что необходимо установить в учебной аудитории для передачи речи
  2. Что необходимо установить в учебной аудитории для демонстрации изображений
  3. Какое оборудование нужно для проведения удалённых занятий
  4. Какое дополнительное оборудование поможет усвоить информацию на занятиях
  5. Главное об интерактивных решениях для организации обучения

Что необходимо установить в учебной аудитории для передачи речи

Качественная передача речи преподавателя — одна из важнейших составляющих эффективного проведения очных и удалённых занятий. В большинстве лекционных залов для этого устанавливают микрофоны или микрафонные массивы. Чтобы выбрать подходящее устройство, следует учитывать особенности аудитории, в которой будет установлено звуковое оборудование.

Например, для учебных аудиторий подойдут конгресс-системы с пультом председателя для лектора и направленными микрофонами на гусиной шее для учеников. Эти устройства применяются для организации научных конференций между преподавателями и студентами с активным обсуждением и участием каждого пользователя. Для лекторов подойдут USB-микрофон или спикерфоны, которые обеспечивают захват звука на 360° и устанавливаются в любом удобном месте, позволяя преподавателю находиться в движении и рассказывать материал у доски.

Кроме того, для проведения лекций преподавателям пригодятся петличные микрофоны с небольшим динамиком, которые также позволяют читать лекцию, не привязываясь к одному месту, при этом каждый студент из любой точки аудитории будет отчётливо слышать речь педагога.

Что необходимо установить в учебной аудитории для демонстрации изображений

Чтобы демонстрировать презентации, в лекционных залах размещают мультимедийные проекторы, поэтому следует обратить внимание на линейку решений, разработанных для учебных аудиторий.

  1. Короткофокусные проекторы передают насыщенную и качественную картинку даже в светлом помещении на большом экране, с возможностью масштабировать изображение без потери качества. Это невозможно реализовать с обычными плоскими панелями. Модель устройства позволяет получить картинку диагональю 2 метра с расстояния, не превышающего 1,5 метра.
  2. Проекторы с ультракороткофокусным объективом устанавливаются над экраном, они способны передавать качественное изображение с расстояния всего в 57 см. Подобный вариант установки помогает избежать появления теней на экране, когда студенты подходят к доске или передвигаются по аудитории, а также не слепит преподавателя во время выступления.
  3. Проекторы со встроенными интерактивными функциями распознают жесты, касания пальцев и стилусов, благодаря чему пользователи могут управлять изображениями непосредственно на экране, рисовать и делать пометки, которые можно сохранить, распечатать или отправить в облачное хранилище.

Дополнительно можно расширить стандартный набор функций учебных аудиторий системами видеоконференцсвязи (ВКС), которые позволят организовывать вебинары, онлайн-трансляции и открытые уроки.

Какое оборудование нужно для проведения удалённых занятий

Чтобы ученики были вовлечены в процесс удалённого обучения, а преподаватели могли полноценно взаимодействовать с ними, необходимо правильно организовать процесс дистанционного обучения. Сейчас стали очень популярны образовательные онлайн-лекции и вебинары, которые позволяют перенести процесс обучения в удалённый формат. Для этого необходимо подобрать подходящую ВКС-систему или облачный сервис, а также соответствующее оборудование для передачи аудио- и видеопотоков.

Системы видеосвязи. Основными критериями ВКС-системы, подходящей для образовательного процесса, можно назвать изображение и звук, защиту данных преподавателей и учеников, понятный интерфейс на русском языке в пользовательских приложениях и наличие инструментов для комфортного взаимодействия на удалёнке.

При выборе платформы необходимо учитывать, что системы видеосвязи для дистанционного обучения бывают двух типов: серверные и облачные.

Серверные ВКС-системы позволяют развернуть собственное облако видеосвязи для нужд учебного заведения, что даёт возможность не зависеть от облачных сервисов, исключает риски недоступности или подключения посторонних к занятиям.

Популярная отечественная ВКС-система для организации удалённого обучения — TrueConf Server, она позволяет проводить видеолекции без риска подключения посторонних и вреда процессу обучения. Пользователи могут подключаться к онлайн-занятиям с помощью ПК, ноутбуков, мобильных телефонов и планшетов, на которые установлено клиентское приложение TrueConf.

Облачные системы просты в использовании и не требуют развёртывания на оборудовании преподавателей и студентов, однако по функциональности они уступают серверным ВКС-системам и периодически подвергаются критике из-за частых перебоев и слабой защиты данных.

Один из наиболее популярных облачных сервисов для организации дистанционных занятий — Zoom. Это простое и удобное решение для обучения небольшого количества студентов, которым не требуется администрирование, защита и быстрый запуск онлайн-встреч из адресной книги.

Чтобы создать эффект «живого присутствия» во время дистанционного обучения, необходимо использовать устройства для передачи качественного изображения. В этом помогут внешние веб— или профессиональные PTZ-камеры, которые позволяют в реальном времени менять ракурс съёмки, чтобы лектор всегда был в центре кадра.

Для проведения удалённых уроков из дома подойдёт веб-камера с разрешением Full HD и углом обзора не менее 70 градусов — это оптимальное решение для участия в вебинарах и организации онлайн-лекций.

Если вы планируете проводить видеоуроки из аудитории, следует использовать PTZ-камеру, которая обеспечивает автоматическую регулировку объектива, позволяя тем самым превратить видеоурок в профессиональную онлайн-лекцию с высоким качеством изображения.

Для удобства все необходимые положения камеры сохраняются в виде предустановок, и преподаватель может переключать их, когда потребуется, с помощью пульта дистанционного управления.

Звук во время дистанционного обучения служит равнозначной по важности составляющей для проведения эффективных занятий. Для передачи голоса пользователя в статичном положении, например, когда он сидит перед компьютером, подойдёт гарнитура , а если пользователь находится в движении, можно использовать спикерфоны или USB-микрофон совместно с динамиком. Их преимуществом можно назвать возможность захватывать звук с любого направления.

Какое дополнительное оборудование поможет усвоить информацию на занятиях

Чтобы в режиме реального времени демонстрировать опыты и производить съёмку рукописного текста и страниц учебников, можно использовать документ-камеру на гибком и регулируемом штативе. Устройство можно перемещать между кабинетами, делая семинары и уроки в школе или вузе максимально интерактивными и привлекая внимание учеников даже во время онлайн-занятий. Это решение можно использовать одновременно с применением мультимедийного проектора для демонстрации химических опытов.

Для показа учебного материала, презентаций проектов, просмотра фильмов и обучающих видеороликов необходимо оснащать лекционные залы интерактивными панелями. Такие решения представляют собой устройства с сенсорными датчиками, реагирующими на касания, и совмещают в себе все функции полноценного персонального компьютера. На интерактивных панелях можно создавать рисунки без использования компьютерной мыши, вносить изменения и делать записи поверх изображений, которые демонстрируются на экране.

Диагональ интерактивной панели необходимо выбирать, принимая во внимание размер помещения и количество учащихся в аудитории. Если класс рассчитан на 20 человек — подойдут панели диагональю 139–165 сантиметров (55–65 дюймов), чтобы каждый присутствующий студент смог увидеть информацию, выведенную на экране.

Модели с диагональю 190–218 сантиметров (75–86 дюймов) имеет смысл выбирать для более детального отображения презентационного материала с расчётом на аудиторию в 40­–50 человек. Если оборудование закупается для кабинета, где расстояние до панели от зрителя составляет менее двух метров, для проведения индивидуальных или групповых занятий на 10­–15 человек, выбор можно остановить и на более бюджетных моделях устройств с диагональю 108 или 81 сантиметр (43–32 дюйма)

Для наглядного отображения учебной информации в образовательных учреждениях используются электронные доски, которые позволяют в полной мере и информативно демонстрировать материалы уроков. В отличие от обычной доски при работе с интерактивным решением преподавателю не нужно тратить много времени на поиск и подготовку материалов, ручное написание текстов — достаточно вывести презентацию или видео на экран.

Микрафонные массивы

Главное об интерактивных решениях для организации обучения

  1. В образовательном учреждении необходимо установить устройства для отображения информации — это интерактивные доски и экраны, мультимедийные проекторы. Использование специального оборудования позволяет преподносить информацию более наглядно с активным обсуждением, что положительно повлияет на восприятие учебного материала.
  2. Для удалённого взаимодействия преподавателей с учениками необходимо выбрать ВКС-систему, веб-камеру, PTZ-камеру, микрофон, динамики. Эти устройства позволяют лектору создать атмосферу традиционных занятий, а также повысить вовлечённость студентов в образовательный процесс.
  3. Дополнительно усвоить информацию на занятиях поможет документ-камера, благодаря которой можно проводить съёмку различных опытов и транслировать их результат на большую аудиторию студентов. Кроме того, пригодятся интерактивные панели, которые позволяют демонстрировать на большом экране различные изображения, а также создавать новые графики и диаграммы вместе с учащимися.

Статья подготовлена специально для журнала Яндекс.Маркет.